среда, 6 ноября 2013 г.

Отечественный краудфандинг: статистика на примере Planeta.ru

В то время, как Kickstarter изобилует интересной статистикой, а хабраюзеры пишут о нём отличные аналитические посты, на рынке отечественного краудфандинга в плане статистики и аналитики как-то совсем плохо. Максимум, на что можно рассчитывать — парочка интересных цифр где-нибудь на "фасаде" сервиса. Цифры эти, конечно, очень оптимистичные и не отражают в целом ситуации на рынке. Но очень хотелось бы хотя бы примерно оценить как обстоят дела у нас.


Многие краудфандинговые сервисы в России умерли, не успев родиться. Примеры: RuStarter (сейчас редиректит на Boomstarter), IT RockOut, TimeToStart. Более менее держатся на плаву Planeta.ru, Boomstarter, С миру по нитке и ряд других помельче. На этих сервисах периодически появляются новые проекты, с различным успехом завершаются старые — платформы живут и функционируют. Остаётся лишь один вопрос — с каким успехом?
Я решил собрать маленькую и простую статистику по одному из перечисленных сервисов. Чем больше кампаний на сервисе, тем лучше. Оценив примерно количество активных и завершённых кампаний на каждом из них, я пришёл к выводу, что крупнейшим по количеству зарегистрированных кампаний является краудфандинговый сервис Planeta.ru: там мне удалось насчитать 424 кампании, в то время как на Boomstarter — около 200, на "С миру по нитке" — около сотни.
Из перечисленного количества проектов на Planeta.ru, завершено 236, текущих — 188. Если рассматривать по категориям, то картина следующая:

КатегорияВсегоЗавершеноТекущих% завершённых
Спорт1010%
Технологии149564,29%
Видео58144424,14%
Общество5041982%
Театр119281,82%
Фотография106460%
Искусство2317673,91%
Игры108280%
Еда105550%
Дизайн63350%
Музыка1651065964,24%
Литература28131546,43%
Мода1010%
Благотворительность230230%
Другое145935,71%

Видим, что наибольшее количество проектов в категориях "Музыка" и "Видео". И вообще, налицо смещение фокуса в сторону творческих проектов нежели социальных. Возможно, это объясняется популярностью того же Kickstarter, ведь именно ориентированность на творческие проекты зарекомендовала себя на рынке краудфандинга и в значительной мере популяризировало само явление краудфандинга. Абсолютными лидерами, как видно, являются проекты категории "Музыка", которые составляют порядка 39% от общего числа.
Однако, куда интереснее узнать: сколько среди всех этих проектов успешно собрали целевую сумму? Собравших 100 и более процентов целевой суммы назовём успешными, менее 100% — неуспешными, собравших 0% — провальными. Также учтём, что записать проект к "успешным" можно даже в случае незавершённой кампании (ведь если проект собрал больше 100% целевой суммы ещё до окончания кампании, он в любом случае считается успешным), а к неуспешным и провальным — только в случае уже завершённой. Получим такое распределение по категориям:
0
КатегорияВсего проектовУспешныхНеуспешныхв т.ч. провальных% успешных% провальных
Спорт10000%0%
Технологии141847,14%28,57%
Видео58881013,79%17,24%
Общество508331016%20%
Театр111819,09%9,09%
Фотография1015310%30%
Искусство2321578,70%30,43%
Игры10080%0%
Еда1032030%0%
Дизайн612116,67%16,67%
Музыка16535793521,21%21,21%
Литература2821297,14%32,14%
Мода10000%0%
Благотворительность230000%0%
Другое141427,14%14,29%

Отсекаем мысленно категории "Спорт" и "Мода" (они не представляют интереса, так как в каждой из них всего один незавершённый проект), и видим, что наибольшая доля успешных проектов в категориях "Еда" и "Музыка",а в категориях "Игры" и "Благотворительность" вообще нет успешных проектов. Для "благотворительности" это обусловлено тем, что такие кампании в большинстве являются долгосрочными (для некоторых вообще не указан срок окончания) и не завершены на текущий момент, поэтому судить об их успешности пока рано. В то же время видно, что среди таких кампаний совсем нет провальных: любой из зарегистрированных благотворительных кампаний удалось собрать хоть какую-нибудь сумму.
Интересно взглянуть на категорию "Игры". Несмотря на то, что ни один проект не собрал целевой суммы, среди них также нет ни одного провального: люди готовы жертвовать деньги.
Самыми "провальными" в относительном выражении являются категории "Литература" и "Искусство" — 32,14% и 30,43% провалившихся кампаний соответственно. Категория "Технологии" также не отличается успехом: провалилось 28,57% кампаний.
В целом, среди всех завершенных проектов всех категорий доля успешных — 26,7%, доля провальных — 34,7%. Для сравнения: доля успешных проектов на Kickstarter порядка 43%. Наконец, собранные деньги. На гистограмме ниже представлены собранные всеми проектами каждой категории суммы в рублях.


То же, но в процентах от общей суммы собранных средств на ресурсе:


Как видно, лидерами по сборам с большим отрывом являются проекты категории "Музыка" и "Видео" , что явно коррелирует с количеством зарегистрированных кампаний в этих категориях (их больше всего). На успешные проекты было пожертвовано 5 741 514 руб. (от суммы), на неуспешные — 28 288 077, рубля. В общей сумме, был пожертвован 34 029 591 рубль.
Тут интересный момент: сам сервис сообщает об общей собранной сумме в 37 106 254 рубля (сбор данных мной производился 28.10.2013), хотя я уверен, что собрал данные по всем представленным на сайте проектам. Возможно, человеческий фактор с моей стороны, но на 3 миллиона ошибиться — очень сомнительно. Возможно, сумма, сообщаемая сервисом, оптимистично указана без учета комиссии самого сервиса, но об этом нигде не сообщается.
Краудфандинг в России (да и в мире в целом) сейчас на пути становления. Но уже сейчас даже в отечественной практике есть вполне успешные проекты. Самый успешный найденный мною проект собрал 1063 % от целевой суммы, что весьма неплохо. В целом же, доля успешных проектов, как уже было сказано, составляет не более 25 - 28% среди всех завершённых. Это меньше, чем на Kickstarter, однако, тоже неплохой результат. Напомню также, что изначально создатели того же Kickstarter не рассчитывали получать больше 5% успешных проектов, но результат оказался неожиданно лучше. Как будет развиваться отечественный краудфандинг — покажет время.
UPD: пост целых 30 минут протянул на Хабре, однако, НЛО выпилило его с припиской "Хабр — не магазин на диване". Что и где им не понравилось — для меня остаётся загадкой.

2 комментария:

  1. Спасибо большое. Очень интересно и полезно для написания диплома. ).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На здоровье! Сам собирал информацию в рамках дипломного проекта

      Удалить